Мои университеты

Конкурс «Мои университеты»: итоги и уроки
Просим прощения за долге ожидание результатов конкурса – каемся, не всегда быстро справляемся с неожиданно большими нагрузками. Члены жюри у нас люди разные – и профессиональные литераторы, и не совсем профессиональные. Но именно на стыке их мнений и рождалось решение.
Мнение строгого критик:
Первое, что можно сказать, прочитав работы участников нашего конкурса – как и в случае с конкурсом «Посоветуй книгу другу», почти все участники неверно поняли задание.
«Мои университеты» — это творческий конкурс прозаических текстов. Это значит, что мы хотели от вас, прежде всего, творчества. Хороших, интересных рассказов из жизни студентов и преподавателей. Мало было пересказать какую-то историю – важно было сделать это увлекательно, хорошим, живым языком, быть может, даже немного присочинить от себя – талантливому автору всё можно простить. В конце концов, вспомните, кому посвящён этот конкурс!
Многие, увы, не вспомнили.
Большинство присланных текстов к литературе, творчеству не имеет никакого отношения. Некоторые из участников, не мудрствуя лукаво, описали собственное учебное заведение: «я учусь там-то, у нас такие-то предметы, такие-то преподаватели, а ещё у нас есть то и даже сё». Всё это, конечно, замечательно, но если бы мы хотели узнать, что есть в вашем институте, то заглянули бы на его сайт.
Одна из участниц рассказывала о своей работе в качестве волонтёра, пользуясь всеми красотами бюрократического стиля: «Не менее важным мероприятием для нас является организация мероприятий в доме престарелых». Выражаясь вашим языком, подобные мероприятия необходимо всячески приветствовать. Но имеет ли этот текст отношение к теме конкурса?.. Вопрос, не требующий ответа.
Другая написала «Рассказ о поисках второй половинки». На самом деле, не рассказ, а вдумчивое эссе, написанное, опять же, унылым казённым языком: «Выбор своей «половины» является одним из самых важных в жизни человека. Но именно к этому вопросу люди подчас относятся крайне несерьезно». От себя добавлю: и правильно делают, что относятся несерьёзно, иначе жить было бы совсем скучно.
Кое-кто, впрочем, всё-таки попытался рассказать историю. Например, о собственном поступлении. Примерно такого содержания: «Я решила поступить. Пришла, сдала экзамены. Думала – вдруг не поступлю? Ан нет, поступила!» Наверное, такую историю смог бы рассказать каждый второй (не считая каждого первого).
Читаю другую работу — и вроде, всё на месте: и сюжет, и интересные герои, и мораль. Трогательная история о пожилой женщине, которая всю жизнь мечтала получить высшее образование и лишь на закате своих лет это сделала. И всё б вроде ничего, но где-то я это уже читал. Ввёл в «Яндексе» — ну так и есть, эта история давно всем известна, растащена на множество второсортных сайтов и пабликов. Ладно хоть участница имена догадалась поменять.
Теперь – о более-менее удачных работах.
Артём Булгаков верно понял задание и попытался рассказать настоящую историю из студенческой жизни: с приключениями, с юмором, с неожиданной концовкой. Попытался – потому что недостатков хватает. Во-первых, не надо злоупотреблять кавычками, которые, как говаривал классик, есть признак неуверенности. А во-вторых, даже если вы пишете юмористический рассказ, не нужно пытаться шутить в каждом предложении, да ещё делать это так витиевато: «Ребята елейными голосами, попутно уверяя сторожа в самых наидобрейших намерениях, попросили ну уж если и не угостить, то продать некоторое количество меда. На что сторож отреагировал агрессивно и «послал» жаждущих меда студентов куда подальше, разъяснив дорогу, направление и скорость передвижения!» Такая манера письма быстро утомляет читателя.
Умар Балиев, напротив, рассказал довольно печальную историю. И чувствуется, что писал от души, но неумело, используя штампы: «Ничего не омрачало нашего с ним общения», «Я считал своим долгом навестить его и эмоционально поддержать». Всё-таки, стиль не менее важен, чем содержание.
Рассказ Егора Саксина о тараканах, как вечных спутниках жизни студента в общежитии – это скорее трэш, но трэш задорный, который особенно хорошо смотрится на фоне большинства работ с их казённо-бюрократическим языком и скучным содержанием. Но и здесь всё портят назойливые попытки пошутить. Юмор должен быть мягким. Читайте Аверченко, О`Генри, раннего Чехова, Ильфа и Петрова!
Но всё же: есть ли среди присланных на конкурс работ хотя бы одна достойная, без всяких оговорок? Да, есть. Это рассказ М.С. Кошелева «Неочевидный приём» — юмореска, написанная по всем правилам: тут и живой язык, и хорошо прописанные характеры, и неожиданная концовка. И не так уж важно, записано ли это с натуры или выдумано: ведь, как мы уже знаем, талантливому автору всё можно простить!

Мнение Оргкомитета:
Мы искренне благодарим всех, кто принял участие в конкурсе. Не огорчайтесь , если вы не стали победителями, или прочитали критические замечания в свой адрес. Любая творческая работа, даже попытка создать литературный текст – это победа над собой, собственное развитие и расширение сознания.
Собственно ради этого мы и затевали этот конкурс.
Мы публикуем лучшие, на наш взгляд, тексты. Вы можете высказать о них собственное мнение. Мы постараемся их учесть при вынесении окончательного вердикта. А он не за горами!
Булгаков Артем
Балиев Умар. История одного преподавателя
Кошелев М.С.
Егор Саксин

Победители

Мы объявляем победителей конкурса «Мои университеты»
Победителями признаны –

Умар Балиев – рассказ «История одного преподавателя»
Егор Саксин – рассказ «Мои тараканы»
М.Кошелев – рассказ «Неочевидный прием»

Награждение победителей состоится на торжественном закрытии Международного литературного фестиваля им.М.Горького, которое пройдет 31 марта (начало в 14:00) в музее «Усадьба Рукавишниковых» (Верхне-Волжская набережная, 7).

Мы будем рады вручить победителям призы и подарки. Если кто-то приехать не сможет, мы вышлем призы почтой.

А еще мы благодарим всех, кто присылал свои работы на конкурс, и обещаем выслать всем по электронной почте сертификаты участников (сделаем это в апреле).

В следующем году мы планируем продолжить наш конкурс. До новых встреч!