Талантливый писатель – возмутитель спокойствия. Он не вписывается ни в какие нормы, идёт наперекор традициям, ему всегда есть, чем удивить или даже шокировать читателя: без новаторства нет прогресса, литература здесь ничем не отличается от остальных сфер человеческой жизни. И однажды то, что некогда было смелым экспериментом, станет нормой, а произведение, считавшееся опасным недоразумением, войдёт в учебную программу.
Жизнь и творчество писателя Виктора Ерофеева это подтверждают. В молодости он обратил на себя внимание тем, что сперва был принят в Союз писателей, что в его возрасте было огромным успехом, а затем исключён оттуда с позором – за участие в создании самиздатовского журнала «Метрополь». После этого Ерофеева не публиковали на родине в течение десяти лет, а когда в 1990 году вышел роман «Русская красавица», автора обвинили в порнографии. Что характерно, спустя ещё десять лет «Красавица» вошла в программу филологических факультетов, как образец современной русской литературы.
И даже в тот короткий период нашей истории, когда никаких табу, казалось бы, не было, Виктор Владимирович продолжал устраивать хорошие встряски и читающей публике, и обществу в целом. Книга «Энциклопедия русской души», изданная в 1999 году, вызвала такое негодование, что на автора пытались подать в суд за разжигание межнациональной розни, хотя отождествлять автора с его персонажами как минимум наивно, да и старинной мудрости о зеркале и роже никто не отменял – этак можно назвать русофобами всех русских сатириков, включая Гоголя и Салтыкова-Щедрина.
Книга «Хороший Сталин» (2004) способна вызвать у значительной части аудитории шок одним лишь названием, тем более – в наши дни, когда дискуссии вокруг личность Вождя всех народов становятся особенно жаркими. А о «нечеловеческом романе» (как определяет жанр сам Ерофеев) «Акимуды», вышедшем в 2012 году, автор говорит:
— «Акимуды» показывают, что мы слишком большие надежды возлагали на перемены общества. Яма, в которую мы провалились в тоталитарном обществе, казалась пятиметровой, достаточно веревки, лестницы — и можно вылезти. А теперь оказалось, что это яма в 50 метров, и тут ни веревка, ни лестница не помогут, нужны какие-то другие инструменты, изощренные. Глупо видеть все беды во власти, у нас все закольцовано, и в ней отражается народное сознание, не имеющее четких представлений о цивилизованной жизни.
И вновь: одни усмотрят в этом высказывании ненависть к собственному народу, другие – искреннюю боль и желание изменить жизнь к лучшему. Так всегда: хорошего писателя нельзя трактовать однозначно. Однозначен только графоман.
Впрочем, очень скоро нижегородцы смогут увидеть писателя своими глазами и сделать выводы самостоятельно: в конце марта 2018 года Виктор Владимирович Ерофеев посетит II Международный литературный фестиваль им. Максима Горького, чтобы встретиться с читателями, рассказать о новой книге и поделиться планами на будущее. Следите за новостями!
Кстати, новая книга – это «Розовая мышь»! Приключения Новой Алисы — 11-летней современной русской девочки Маруси Менделеевой — в подводной империи Царь-Дна. Смешно! Жутко! Прикольно и круто. Первая любовь Маруси. Закат подводной империи. Необыкновенные страсти и злодейство взрослых людей. Много родных российских мотивов (Салтыков-Щедрин отдыхает). А кто такая Розовая Мышь? Это большой секрет.